Мнения экспертов. Анкара может оказаться зажатой в кольце недругов
развернуть
Фото: Flickr
Уничтожение в Сирии российского бомбардировщика будет иметь самые серьезные последствия для отношений между Москвой и Анкарой, предупредил президент Владимир Путин. Речи о военных шагах не идет, однако и без них у России достаточно широкий выбор средств воздействия на Турцию. «Актуальные комментарии» попытались разобраться, каким может быть ответ Москвы в политической плоскости.
Наиболее очевидный рычаг воздействия на Анкару – это усиление Россией поддержки курдов, стремящихся к построению собственного государства. «Тем более, что в Сирии именно курды являются одной из основополагающих, поддерживающих режим сил. И они надеются, по меньшей мере, на благодарность от Башара Асада, что, безусловно, вызывает бешенство у Турции», — отмечает политолог Павел Данилин.
В чем может выражаться поддержка курдов? Военный эксперт Владислав Шурыгинперечисляет несколько вариантов: «провести срочный набор в российские военные училища курдов из курдских районов Турции; развернуть на курдских территориях полевые ремонтные заводы по ремонту находящейся у курдов иракской бронетехники и артиллерии; поставить курдам современные противотанковые комплексы и военных советников».
Политическая, экономическая и военная поддержка курдов со стороны Москвы может серьёзно изменить баланс сил в регионе и поставить под угрозу территориальную целостность Турции. Эксперты, однако, сомневаются, что Москва прибегнет к этой мере. Такой сценарий в теории возможен лишь в крайней случае, при дальнейшем серьёзном ухудшении отношений Москвы и Анкары. Но сейчас необходимости разыгрывать турецко-курдскую карту у России нет.
«Попытка «ущипнуть» Турцию, подыгрывая курдам – это плохой вариант. Мы попадаем в заложники одного ближневосточного игрока, пытаясь «ущипнуть» другого. Так нельзя вести себя. Поддержать кого-то против Турции – ответ глупый, это значит не защитить свои интересы, а сделать гадость Турции. Это совершенно не является целью», — говоритдиректор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт.Эксперт подчёркивает, что России ни в коем случае нельзя ввязываться в эту интригу, из которой она потом не сможет выйти. «Мы тогда попадаем в зависимость от курдов, а у них своя собственная игра, и она совершенно не российская», — добавляет Шпунт.
Ставка на курдов чревата и иными рисками для Москвы. Так, у Турции есть немало ответных возможностей по поддержке самоопределений, а наиболее уязвимой точкой, очевидно, является Крым.
Ещё одна «болевая точка» Турции, на которой Россия могла бы сыграть, — это Кипр, президент которого заявлял о готовности разместить на своей территории российские авиационные и военно-морские базы. «Для турок Кипр — это сверхболезненная тема, потому что там находится Турецкая республика Кипра, которая фактически никем не признана и поддерживается исключительно Турцией», — напоминает Шурыгин. Эксперт допускает, что в будущем на острове все жё может появиться российская военная база.
Помимо этого, теоретически Россия могла бы усилить ось враждебно относящихся к Турции государств. «Почти все соседи Турции относятся к ней довольно враждебно. Это и Болгария, и Греция, и бывшие республики Югославии, Иран, Сирия. Поэтому, конечно же, Турция может оказаться зажатой в кольце недругов», — говорит Данилин.
Однако все эти меры пока остаются для Москвы «крайним» вариантом, поскольку способны навредить не только двусторонним отношениям, но и стать поводом для нового глубокого геополитического кризиса, повлечь за собой эскалацию напряжения в мире.
«Турция, несмотря на сирийский кризис, не должна становится врагом России, — убеждёнжурналист Максим Шевченко. Я считаю, что надо добиться от Анкары официального признания своей ошибки и извинений, и дальше уже развивать ситуацию по политическим каналам, а не по каналам громыхания военных барабанов, в которые так бесстрашно бьют наши депутаты».
Наиболее логичная и безболезненная политическая мера, к которой Россия могла бы прибегнуть – это обратиться к Генассамблее ООН и к лидерам стран-членов НАТО с требованием дать оценку инциденту с крушением российского самолета, полагает Данилин.
Что же касается других мер, то, скорее всего, Москва ответит на сбитый Су-24 дипломатическими и экономическими средствами. Варианты пока прорабатываются, но «первые ласточки» уже появились: МИД России рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию из-за нарастания террористической угрозы в этой стране, а Минобороны РФ сообщило, что контакты с Анкарой по военной линии будут прекращены.
Комментарии