Игорь Сипкин предлагает Вам запомнить сайт «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Вы хотите запомнить сайт «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Познание начинается с удивления. Аристотель


Large Visitor Globe

Волшебник из «Дома чудес»

развернуть

Начнем с двух вопросов. Первый: видели ли вы когда-нибудь действующий вечный двигатель? Не простенький чертежик, исполненный чудаком-изобретателем на половинке тетрадного листа, а настоящий двигатель, который вертится как ни в чем ни бывало? И второй: слышали ли вы что-нибудь о «Доме чудес» – тоже самом настоящем? Если на оба вопроса вы ответили «нет», не огорчайтесь. Ведь именно об этом − уникальном научном музее и его основателе − мы и хотим вам рассказать.

 
 

Как это начиналось

Фасад дома занимательной науки. Ленинград 1938 год

Имя Якова Исидоровича Перельмана, замечательного популяризатора науки, сейчас, к сожалению, почти забыто. А вот в 1930-е годы не было, пожалуй, ни одного любознательного школьника или студента, да и просто любопытного читателя, кто не увлекался бы его книгами − «Занимательная физика», «Занимательная астрономия», «Физика на каждом шагу» и много других. Некоторые из них переиздаются и в наше время. Удивительнее всего то, что в целом (кроме мало значащих деталей) они нисколько не устарели! Блестящий стиль автора, его огромная эрудиция, великолепный юмор, умение заинтересовать читателя самой «скучной», казалось бы, узкоспециальной темой заставляют и ныне читать эти книги не отрываясь. И это теперь, в эпоху Интернета, когда любые знания легко доступны всем и каждому… Что уж говорить о 30-х годах минувшего века!
Но при чем же тут вечный двигатель, спросите вы? А он тут очень даже при чем. Ведь он-то и натолкнул Якова Исидоровича на мысль открыть в Ленинграде в 1934 году небольшой «Павильон занимательной науки». Сам Перельман рассказывал об этом так: «Меня буквально осаждали изобретатели “перпетуум мобиле”. Чтобы отвадить их, я даже написал специальную брошюру “Возможен ли вечный двигатель?” Но этого им было мало, требовалось еще и показать…» И вот при входе в павильон посетители видели «вечно вращающееся» колесо с перекатывающимися в нем стальными шариками, причем сообщалось, что «никто не сможет его остановить». Посетители пытались, но не тут-то было – стоило отнять руки, и колесо немедленно возобновляло вращение… Тогда торжествующим сторонникам «вечного движения» демонстрировали пружину, которую они сами же и заводили, толкая колесо назад. Вероятно, кое-кому этот нехитрый розыгрыш и внушил уважение к закону сохранения энергии.
Здесь можно с улыбкой заметить, что и автор этой статьи в детстве изобретал вечные двигатели, да и какой мальчишка «что-нибудь эдакое» не придумывал! И это замечательно. Изобретайте, господа! Только не забывайте при этом улыбаться…

Триумф и трагедия

Книга Я. И. Перельмана «Занимательная физика»

Но в этом маленьком павильоне было всего-то с полсотни экспонатов. Неугомонный Яков Исидорович замахнулся на большее – создать «Дом занимательной науки», единственный в своем роде научно-популярный музей-лекторий. Он открылся в следующем, 1935 году. Перельману удалось привлечь к воплощению своей мечты уникальную команду – виднейших ученых, пулковских астрономов Ленгауэра и Огородникова, физиков Халфина и Бронштейна, оптиков Максутова и Вейнгерова, а также известных художников – Малкова и Вельте. В создании и работе «Дома занимательной науки» принимали участие лучшие инженеры, педагоги, механики, лекторы, экскурсоводы… Вскоре этот музей-лекторий прочно завоевал народное наименование «Дом чудес», а на экскурсии записывались за год вперед. Музей постоянно расширялся. Предполагалось открыть и «Залы Жюля Верна», и экспозицию занимательного языкознания…
Помешала война. Судьба основателя «Дома чудес» была трагичной. Я.И. Перельман, настоящий поэт математики, физики и астрономии, которого его друг и соратник, видный археолог и языковед Л.В. Успенский метко именовал «бациллоносителем острейшего перельманита», отказался эвакуироваться из осажденного Ленинграда и умер от голода и лишений 16 марта 1942 года. Погиб на фронте и первый директор «Дома чудес», подлинный энтузиаст и подвижник В.А. Камский. Не пощадило военное лихолетье и сам «Дом занимательной науки» − он перестал существовать.

Вперед, в прошлое!

У нас нет машины времени, и увидеть «Дом чудес» воочию нам не удастся. Но мы все-таки сможем побывать там – благодаря сохранившимся описаниям. Давайте пустим в ход силу воображения и войдем в «Дом чудес» в пору его наивысшего расцвета – в 1939 году. Итак, откроем двери…
«Мы рано перестаем удивляться, − писал Я.И. Перельман, − рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. Если хотите, путь научного прогресса – это путь от любопытства к любознательности». Искусство удивлять – вот что было положено в основу чародейства «Дома занимательной науки».
Экспонатов «мертвых», по-музейному застывших в «Доме чудес» не существовало вовсе, как и грозных табличек «Руками не трогать». Напротив, все можно было трогать, крутить, вертеть как кому заблагорассудится. И когда один из создателей экспонатов Н.Г. Тимофеев жаловался на то, что посетители опять что-то сломали, Камский и Перельман отвечали ему: «Ведь это же отлично! Вот когда перестанут ломать, значит, все, больше не интересуются. Тогда дело плохо – не годится твой экспонат, новый сочиняй!»
А начинался «Дом чудес» не с вешалки, как полагается театру, а с буфета. Там посетителям предлагали кипящий чай, налитый из бутылки, погруженной в лед, а ложечка в этом чае таяла быстрее сахара. Тут же разъяснялось, что бутылка – это сосуд Дьюара, а ложечка сделана из легкоплавкого сплава Вуда…

Миры далекие и близкие

Я.И. Перельман в рабочем кабинете, Ленинград, 1934 год

Продолжим нашу небольшую экскурсию и войдем в отдел астрономии. Здесь царила почти полная темнота, умолкали лишние разговоры, и посетители попадали в «тенета перельмановщины». Искусственное «ночное небо» (диаметром 5,5 метра) показывало все видимые в Ленинграде созвездия – обе Медведицы, Орион, Кассиопею… Обрамляли это небо искусно подсвеченные макеты знаменитых ленинградских зданий. В центре зала стоял большой стол, на котором объемный экспонат рассеивал наивные заблуждения о том, что Солнце всегда восходит строго на востоке, а заходит в точности на западе. Демонстрировались там и белые ночи, и другие астрономические явления. А на стене находились лунный ландшафт и модель космического корабля К.Э. Циолковского, по его личным эскизам и сделанная. Действующее сегнерово колесо под ней иллюстрировало принцип реактивного движения. Лаконичные, с юмором, «оперельманенные» подписи заставляли надолго запомнить увиденное…
В отделе географии зрителя встречало прошлое, настоящее и даже будущее земного шара. Да, и будущее – ведь огромная модель Земли выглядела в точности так, как намного позже увидел нашу планету Гагарин… В центре зала был устроен рельеф участка земной поверхности, снабженный многочисленными педалями. Нажимай любую – и вот появляется, например, извергающийся вулкан в разрезе или коралловый остров в процессе формирования. А на четырех глобусах разных размеров показывалось, как «уменьшалась» Земля с ростом скоростей. Самый большой, метровый глобус, посвящался Магеллану, который плавал вокруг света около трех лет, второй, поменьше – герою Жюля Верна Филеасу Фоггу, которому понадобилось всего 80 дней, еще меньше – американскому летчику Уайли Посту, облетевшему Землю за восемь суток… А четвертый глобус, «космический», был тогда еще научной фантастикой.
Была и экспозиция, посвященная геологическому прошлому того района, где Петр основал Санкт-Петербург. Начиналось (по сценарию Л.В. Успенского) с архейской эры, потом силурийское море, пустыня девона… И так далее, до времен Петра – парад кораблей на Неве, пушки бабахают…
В математическом отделе под потолком тянулся длинный ряд цифр – целых 707 (с такой точностью было установлено тогда число «пи»). Математик наших времен, конечно, улыбнулся бы, но тогда это значение было максимальным, а «Дом чудес» − единственным местом в Советском Союзе, где «длинное пи» можно было лицезреть во всей красе. Был прибор с циферблатами, показывающими разряды чисел от десяти до миллиона, и рукояткой. Надпись под этим устройством гласила: «Чтобы стрелка на последнем циферблате сделала всего один оборот, поверните рукоятку миллион раз. Если у вас есть свободные сорок суток, вертите, и убедитесь, насколько велик миллион!»
Кстати, когда «Дом чудес» посетил знаменитый «человек-арифмометр» Р.С. Арраго, который умел едва ли не молниеносно производить в уме сложнейшие вычисления, Я.И. Перельман научил его приемам еще более быстрого счета.

Чудеса без чудес

Мы рассказали далеко не обо всех «чудесах» и неистощимых фантазиях «Дома занимательной науки» и его создателей. Чтобы «вспомнить все», понадобится не статья, а целая книга. Были там и комнаты оптических иллюзий, и «магическая гостиная», преображающаяся в зависимости от освещения, и параболические зеркала, необычайно усиливающие звук и свет… Всего не перечесть! Но и наше небольшое «путешествие в прошлое», можно надеяться, послужит доброй памяти удивительного человека, Якова Исидоровича Перельмана, книги и дела которого открыли столь многим путь в большую науку.

Андрей БЫСТРОВ

http://tainy.info/technics/volshebnik-iz-doma-chudes/


Ключевые слова: интересно, Книги
Опубликовал Игорь Сипкин , 27.03.2014 в 12:26

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ
Яндекс.Метрика Записаться к гинекологу в медицинском центре Диамед