ФОТОГРАФ-ЕВРЕЙ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК ЗАПЕЧАТЛЕЛ ЖИЗНЬ В ПОЛЬСКОМ ГЕТТО
развернутьКогда нацистская Германия в 1939 году захватила Польшу, в самых крупных городах страны были созданы огороженные гетто для евреев. Генрика Росса, который до войны работал в городе Лодзи спортивным репортером, Управление статистики наняло, чтобы делать опознавательные снимки и пропагандистские фотографии с заводов — нацисты использовали рабский труд евреев для снаряжения своей армии. Когда Росс не был занят этой работой, он на свой страх и риск фотографировал реалии Лодзинского гетто — второго по величине в Польше.
Через отверстия в стенах, дверные проемы и складки пальто он снимал голод, болезни и казни. Десятки тысяч евреев высылали из гетто в лагеря смерти в Хелмно и Аушвице, а Росс продолжал снимать. Кроме ужасов холокоста, на его снимках есть и робкие проявления радости: спектакли, концерты, праздники, свадьбы. Каждый такой момент был частью противодействия бесчеловечному устройству жизни в гетто.
Мужчина на Вольборской улице на фоне синагоги, разрушенной нацистами в 1939 году. 1940 год.
Знак, означающий окончание еврейского жилого района («Евреям вход воспрещен»).
Мост на «Арийской» улице.
«У меня была служебная камера, так что я мог запечатлеть то трагическое время в Лодзинском гетто. Я делал это, зная, что если попадусь, то меня и мою семью будут пытать и убьют».Генрик Росс
Генрик Росс фотографирует людей для удостоверений личности. Еврейская администрация, Управление статистики.
Женщины отправляются на депортацию мимо руин синагоги.
В конце 1944 года стало ясно, что Лодзинское гетто скоро ликвидируют: Советский Союз оттеснял вражеские войска, а в Варшаве поднялось движение сопротивления. Росс понимал, что его могут в любой момент отправить в концлагерь, поэтому собрал 6000 отснятых негативов в законопаченный ящик и закопал его возле своего дома на Ягеллонской улице в надежде, что когда-нибудь снимки найдут.
«Я зарыл негативы в землю потому, что где-то нужно было сохранить сведения о нашей трагедии. Я предполагал, что польское еврейство уничтожат полностью, и хотел сделать для истории отчет о наших муках».Генрик Росс
Советская армия окончательно освободила людей, еще остававшихся в гетто, 19 января 1945 года. Из 200 тысяч евреев в городе осталось всего 877, и одним из них был Генрик Росс. В марте 1945 года он вернулся в свой дом и откопал эту «капсулу времени». Половина негативов пострадала от влажности, но оставшихся снимков хватило, чтобы сохранить память о погибших людях.
Фотографии Росса, принадлежащие Художественной галерее Онтарио, до 30 июля можно увидеть в Музее изящных искусств в Бостоне — на выставке «Воспоминания из-под земли: фотографии Генрика Росса из Лодзинского гетто».
Мужчина, забравший Тору из разрушенной синагоги на Вольборской улице.
Портрет пары.
Воспитательница кормит ребенка в детском доме.
Праздник.
Заводской спектакль «Сапожник из Марысина» (Марысин, или Marysin, — северо-восточная благополучная часть гетто. — Прим. ред.).
Семья полицейского из гетто.
Свадьба в гетто.
Детей везут в концлагерь Хелмно. 1942 год.
Мальчик ищет еду.
Мужчины везут тележку с хлебом. 1942 год.
Мужчины едят из тазов и ведер.
Больной человек лежит прямо на земле.
Пугало с желтой звездой Давида на груди.
Депортация в концлагерь. Зима 1944 года.
Массовая депортация жителей гетто. 1944 год.
Жители гетто сортируют вещи, которые оставили их высланные в лагерь соседи.
Ведра и миски для еды, оставшиеся в гетто после очередной депортации.
Улыбающийся ребенок.
Реакции на статью
Комментарии
"Жизнь в русском гетто, под Москвой, постепенно вымирает. Американская администрация назначила мера гетто, Владимира Кириллова, ответственным за утилизацию умерших от голода, холода и инфекционных заболеваний россиян!" Текст скрыт развернуть