Мурси - африканские терминаторы
развернутьВ Эфиопию туристы в основном едут за экзотикой. Благо в этой стране сохранилось множество племен, которые отвергают достижения цивилизации и живут по заветам предков. Но даже на фоне других диковатых аборигенов племя мурси стоит особняком. Экскурсия в места их обитания стоит в несколько раз дороже, чем любая другая, а туристов обязательно сопровождает вооруженная охрана. Иначе нельзя: воины смерти (так называют себя мурси) по-прежнему увлекаются каннибализмом, а убийство человека у них считается подвигом.
Миссионеров - в котёл!
Сейчас в национальном парке «Маго» на юго-западе Эфиопии проживает около шести тысяч мурси, разбитых на пять племен, то воюющих друг с другом, то соблюдающих вооруженный нейтралитет. Местность эта довольно труднодоступная и таит в себе немало опасностей. Именно поэтому мурси сумели отразить все попытки покорить их. Это не удалось ни местным царькам, ни арабам (а те в свое время захватили почти всю Эфиопию), ни португальцам. Конечно, мурси понесли тяжелые потери, и численность племени уменьшилась в десятки раз, но это - цена суверенитета.
Воинов смерти не удалось покорить мечом и огнем, поэтому их неоднократно пытались обратить в свою веру христианские миссионеры (в том числе иезуиты) и мусульманские проповедники. Не вышло. Любого, кто появлялся в этих краях и дерзал утверждать, что местный бог Ямда вовсе не всемогущ, ждала медленная и мучительная смерть. После пыток «богохульника» - еще живого - отправляли в котел и устраивали праздничную трапезу. Как водится, после убийства миссионеров к мурси заявлялась карательная экспедиция, которая погибала от рук воинов смерти либо от тропических болезней.
Как ни странно, на помощь местным жителям пришли... мухи цеце (парк «Маго» - одно из немногих мест в Эфиопии, где это насекомое до сих пор не истреблено). Сонная болезнь оказалась для карателей пострашнее, чем копья и стрелы мурси. Поэтому сначала арабы, а потом и португальцы бросили попытки обратить воинов смерти в свою веру.
«Почему же сонная болезнь не страшна мурси?» - задаст читатель справедливый вопрос. Дело в том, что аборигены, жизнь которых проходит в очень тяжелых условиях, уже много веков делают... прививки. Правда, весьма своеобразные. Новорожденному ребенку под кожу запускают живых личинок насекомых. Организм, почувствовав инородное тело, вступает с ним в схватку. На теле у мурси остаются уродливые отметины, зато он приобретает иммунитет ко всевозможным болячкам. К 12 годам (по местным понятиям, это возраст полового созревания) живот воина смерти усеян сотнями следов от «прививок», которые складываются в причудливые узоры.
Модницы чёрного континента
Разнообразные «украшения» - вообще отличительная черта мурси. Исследователи племени полагают, что жуткие атрибуты появились у них, когда в Эфиопию зачастили работорговцы. Они в первую очередь отбирали женщин, которые более или менее отвечали европейским стандартам красоты. Именно тогда женщины-мурси стали бриться наголо, вставлять в мочки ушей огромные кольца, а в губу - глиняную или деревянную тарелку дэби. Позже работорговцы перестали посещать эти края, но мода осталась. Если девочка рассчитывает удачно выйти замуж, она протыкает себе нижнюю губу и вставляет туда сначала палочку, потом кусок глины, затем все более крупные предметы. Наконец в губу помещается дэби, которая может достигать 30 сантиметров (!) в диаметре. Чем больше размер украшения, тем выше котируется девушка на рынке невест. Потенциальный жених отдаст родне суженой от трех коз (за девушку с не продырявленной губой) до 30 коров. Впрочем, последнее, конечно, редкость - мурси достаточно бедны, и такой выкуп могут позволить себе только племенные вожди.
Важную роль в местной моде играют... покойники. Умерший, если только он не скончался в результате заразной болезни, практически весь «идет в дело». Из покойника вытапливают жир - после им натираются родственники. Поэтому мурси отличает специфический и весьма мерзкий запах. Из костяшек пальцев покойника мастерят ожерелья и другие украшения. Ребрами и черепами мостят болотистые топи. Мясо по большей части идет в пищу. Внутренности же частично используют для магических ритуалов, частично скармливают собакам. Безотходное производство!
Женщина с традиционно бритой головой не вызывает восторга у женихов. Поэтому модницы мурси мастерят «прическу» из всего, что попадется под руку: к коже головы крепится что-то типа парика из веревок, в который вплетаются кусочки консервных банок, перья, палочки и даже сухие экскременты животных. С учетом того, что мурси неведома гигиена, запах, исходящий от них, может свалить неподготовленного туриста с ног. Но не убойный аромат и устрашающий вид делают воинов смерти по-настоящему опасными.
Автомат - главный аргумент
Кланы мурси беспрерывно враждуют между собой - из-за пастбищ, колодцев и земельных наделов. Поэтому каждый воин смерти, покидающий пределы деревни, имеет при себе автомат Калашникова (их приобретают в соседнем Судане). По поселку же мурси ходят вооруженными длинными палками, украшенными фаллическими символами. Это немудреное оружие становится страшным в руках опытного бойца. Все мурси с детства учатся драться на палках, принимая участие в ежегодном турнире, который проходит с сентября по ноябрь. На это время между кланами устанавливается перемирие. В баталиях порой участвуют до тысячи мужчин. Бойцы разбиваются попарно и лупят друг друга до тех пор, пока соперник не упадет. Причем категорически запрещено убивать оппонента: тому, кто переусердствует, попросту отрубают руку. Победитель этого турнира, проходящего по олимпийской системе, имеет право выбрать себе жену из любого клана - и без какого-либо выкупа.
Все остальное время мурси беспрерывно воюют. Убийство оппонента из чужого клана - настоящий подвиг, дающий право на нанесение специальной татуировки (несколько похожей по форме на наш армейский шеврон). Тату наносится на правую руку - если мурси прикончил мужчину, на левую - если жертвой стала женщина. Когда свободного места на руках не остается, татуировки наносятся на спину, ягодицы и живот.
Желающих побывать в деревне мурси обязательно сопровождает вооруженная охрана. При этом экскурсии начинаются исключительно утром. Это очень мудрое решение: дело в том, что воины смерти весьма склонны к употреблению алкоголя и начинают выпивать, едва проснувшись. Поэтому туристы могут чувствовать себя в относительной безопасности лишь тогда, когда большинство вооруженных мужчин стерегут скот на пастбище, а в деревне остаются несколько сторожей и женщины. Если же агрессивная толпа автоматчиков столкнется с гостями, возможны эксцессы. Проводники сразу предупреждают: пьяные мурси абсолютно неуправляемы. И пусть даже высший совет (барра) постфактум приговорит убийцу туриста к смертной казни, кому от этого будет легче?
Несмотря на отсутствие в деревне самой «отмороженной» части клана, гостям деревни все равно приходится держаться настороже. Да, мурси живут натуральным хозяйством, но суданцы не меняют автоматы на коз или коров. Оружейным баронам подавай что-то посущественнее. Поэтому абориген может запросто сорвать цепочку с шеи гостя деревни, вырвать из рук дорогой фотоаппарат или сумку и скрыться среди хижин. Найти вора практически невозможно, а если вам это и удастся, мурси вмиг станет агрессивным и в руках у него появится палка, а то и автомат. Дальнейшие споры могут привести к трагедии. Впрочем, если вы предложите за свои вещи выкуп, аборигены, скорее всего, вернут их вам.
Еще один способ получить с туриста деньги - позирование на камеру. Существует четкий прайс: фотография с мурси - 2 быра (1 быр равен примерно 3 рублям), с голым мурси - 15 быров (аборигены с удовольствием позируют без набедренных повязок, которые надевают исключительно ради гостей), с воином с автоматом - 6 быров, с голым воином с автоматом - 20 быров... Впрочем, все это вам подробно объяснят проводники, если вы надумаете посетить деревню воинов смерти.
Жуткий ритуал
Еще одно отличие мурси от племен, населяющих территорию Эфиопии, - это жуткий ритуал, который они отправляют до сих пор. Пожалуй, даже каннибализм имеет какое-то рациональное объяснение (в голодные годы позволяет людям выжить), но вот уничтожение (по-другому не назовешь) верховной жрицей мужчин клана - это уже, по нашим меркам, за гранью здравого смысла. Тем более что в убийстве несчастных принимают непосредственное участие их жены.
Раз в год женщины предлагают (отказ не принимается!) мужьям надышаться дымом таинственного порошка, который дает им верховная жрица. Воины погружаются в наркотический сон. Жрица же в течение ночи обходит хижины и вкладывает в рот мужчинам антидот. Некоторым, однако, «забывает», и утром эти бедолаги просто не просыпаются. Вдовы таких воинов живут в почете - считается, что они выполнили свой долг перед богом Ямда. Даже после смерти они удостаиваются особой чести. Тела покойниц не утилизируют, а хоронят в специальных деревянных колодах. Отрубив, правда, предварительно им руки.
В день, когда проводится жуткий ритуал убийства мужчин, туристы на территорию племени не допускаются.
...Мурси веками создавали себе репутацию самого агрессивного, опасного и мистического этноса. И теперь в Эфиопии, где в межплеменных разборках ежегодно гибнут десятки тысяч людей, никто не рискует связываться с воинами смерти.Источник: "Тайны XX века"
Реакции на статью
Комментарии