Триумфальное возвращение электромобиля
развернутьСогласно экспертным оценкам, в течение двадцать первого века произойдёт постепенное вытеснение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электротранспортом. Начало этому положено уже в наше время.
На самом деле в электромобилях нет ничего нового. Ранние опытные образцы появились ещё в первой половине XIX века, задолго до того, как изобрели двигатели внутреннего сгорания.
Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч.
Многие видели в них будущее. Но существовала одна серьёзная проблема: сложности с перезарядкой. Инфраструктура передачи электроэнергии была неразвитой, а необходимость возить с собой тяжёлые и хрупкие аккумуляторы снижала эффективность транспорта.
Однако в конце двадцатого века началось возрождение интереса к электромобилям, которых год от года на дорогах становится всё больше. Можно назвать несколько причин того, почему свои позиции стали завоёвывать сперва гибридные, а затем и полностью электрические автомобили.
Woods Dual Power Model 44 Coupe с гибридным двигателем, 1916 год
Во-первых, за минувшие сто лет цена на бензин выросла настолько, что даже с учётом недавнего падения стоимости нефти эксплуатация двигателей внутреннего сгорания стала делом далеко не таким выгодным, как когда-то.
Во-вторых, уже сейчас всем очевидно, что месторождения нефти, разработка которых экономически выгодна, исчерпаются до конца двадцать первого века, и если к тому времени транспорт не перейдёт на альтернативные источники энергии, мир ждёт инфраструктурный коллапс.
В-третьих — но отнюдь не по важности, — ископаемое топливо привело к появлению большого количества экологических проблем, и сейчас всем стало ясно, что справиться с ними без сокращения вредных выбросов в атмосферу не получится никак.
В общем, сегодня в мире сложилась ситуация, когда возвращение электродвигателей стало не только возможным, но и необходимым. В прошлом десятилетии свою нишу на авторынке уверенно заняли «гибридные» автомобили, всё ещё использующие бензин в качестве топлива, но существенно сокращающие его расход за счёт возможности работы на электродвигателях.
Первый русский электромобиль был создан в 1899 году инженером-железнодорожником Ипполитом Владимировичем Романовым. За основу была взята модель английского кеба — крытой конной повозки на конной тяге, к которой Романов приделал электродвигатель и два аккумулятора.
Он не был первым создателем городских электромобилей, однако именно аккумуляторы стали «ноу-хау» русского изобретателя, выгодно отличавшим его детище от конкурентов.
В наши дни популярность постепенно завоёвывают полностью электрические автомобили. Рынок уже делит немало моделей, таких как Mitsubishi i-MiEV, Nissan Leaf, Renault Fluence Z.E. и линейка от американской компании Tesla Motors, полностью специализирующейся на электромобилях. Можно ожидать, что год от года их доля будет становиться только больше, по мере снижения себестоимости и усиления конкуренции между автопроизводителями.
Электромобиль Mitsubishi i Miev с максимальной скоростью 130 км/ч
ЭНЕРГИЯ ДЛЯ МОТОРОВ
Вероятно, уже сегодня многие люди пересели бы на электромобиль, если бы не одна важная деталь: как и сто лет назад, одной из самых больших проблем этого вида транспорта остаётся сложность с подзарядкой аккумуляторов. Залить бензин в бак на ближайшей заправке по-прежнему и проще, и быстрее. Ведь хотя зарядить аккумуляторы можно даже от обычной сети, этот процесс займёт много часов.
Производители электромобилей спешат утешить тех, кто в перспективе хочет отказаться от ископаемого топлива: во всём мире строятся специальные заправочные станции, которые обеспечивают получение половины заряда в течение 15—20 минут за символическую плату, не идущую ни в какое сравнение с затратами на бензин. Компания Tesla и вовсе бесплатно заряжает аккумуляторы своих клиентов.
Поставил автомобиль на такую заправку, сходил в магазин за покупками — и вот уже смело можно ехать дальше. Учитывая, что уже сейчас заряда хватает на несколько сотен километров, этого вполне достаточно, чтобы составить конкуренцию бензиновым моторам.
Электрокар Tesla Model S
Конечно, пока таких станций немного даже в странах, первыми ставших на путь электрификации наземного транспорта. Однако прошло всего 10 лет с тех пор, как в Лондоне установили на улице первое зарядное устройство, а сдвиги уже ощутимы. Что будет лет через двадцать, можно представить.
Согласно предлагаемому проекту, на дорогах у обочины будет выделяться специальная полоса, под дорожным покрытием которой планируется прятать катушки, генерирующие магнитное поле. Оно будет улавливаться генератором внутри автомобиля и преобразовываться в электрический заряд, накапливаемый аккумуляторами. Весь процесс пройдёт совершенно незаметно для водителя, вся задача которого — удерживать свой транспорт в пределах зарядной полосы.
Если переговоры с правительством закончатся для английских инженеров успешно, то уже в ближайшее время начнётся строительство экспериментального участка дороги.
К слову, здесь Великобритании в вопросах технологического первенства на пятки наступают голландцы, сделавшие зарядные полосы частью амбициозной программы создания «умных дорог», и Южная Корея, давно уделяющая пристальное внимание развитию транспортных сетей.
Владимир Антонов
Реакции на статью

Комментарии